«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, завтра— свершением» – говорил гениальный советский инженер-конструктор Сергей Павлович Королев. Пока мы наслаждаемся мудростью прославленного ученого, Яндекс, следуя незабвенным постулатам покорителя космоса, внедрил новую версию поиска, основой которой служит поисковый алгоритм «Королев».

Официальный запуск состоялся 22 августа 2017 года. В тот же день пользователи могли наблюдать помпезную презентацию от Яндекса, где подробно были изложены основополагающие принципы работы алгоритма и его отличия от предшественников.

Презентация новой версии поиска. Запись трансляции

Пришла пора разобраться, что нового предлагает оптимизированный алгоритм, как он работает, какие последствия несет для обитателей земного царства SEO и каноничных принципов ранжирования.

Базисные положения и суть алгоритма

Минуло несколько световых лет с тех пор, как небезызвестная методика автоматического машинного обучения Матрикснет была впервые использована для построения формул ранжирования. Определение релевантности страниц запросам уже тогда было возложено на машины, но задействовать для оценки факторы «тематичности» контента не представлялось возможным.

Рекомендуем почитать: Важен ли уникальный контент при раскрутке сайта?

Первый впечатляющий прорыв совершил алгоритм «Палех», где впервые были использованы нейронные сети.  Доведенные до ума и ставшие фундаментом нового алгоритма Яндекса «Королев» сложные нейросети, созданные по образу и подобию человеческого мозга, действуют так:

  1. Заранее анализируют на этапе индексирования естественную информацию;
  2. Предварительно преобразовывают тексты и запросы в «смысловые векторы», сравнивают их и сохраняют в поисковой базе.

Как работает алгоритм Королев в Яндексе

Полученные результаты используются для более точного семантического анализа, после которого путем хитрых операций над векторами система принимает вид умного поиска, умеющего «понимать» запросы пользователей по смыслу. И если упомянутый «Палех» сравнивал запросы лишь с заголовками страниц, то модернизированный алгоритм «Королев» полноценно охватывает весь текстовый массив.

Новый алгоритм интересен тем, что работает на уровне индексации документов, создавая кэш, который можно назвать «индексом по смыслу». Обрабатывая запрос пользователя таким же алгоритмом, Яндекс имеет возможность производить быстрый поиск похожих по смыслу документов.
Станислав Ставский,
сооснователь statoperator.com

Говоря простым языком, дело обстоит так: новая версия поиска помогает находить подходящие под низкочастотные и редкие запросы страницы, которые могут и не содержать слов-совпадений. Такие запросы образуют так называемый «длинный хвост», с которым новое детище Яндекса – алгоритм «Королев» – способно эффективно работать.

Пример: поисковый запрос «фильм, где актер, наблюдая за  тонущим кораблем, решил остудить жар любви в ледяной воде и умер от переохлаждения» должен дать поисковику понять, что речь идет о фильме «Титаник».

И это еще не все.

Поисковый алгоритм «Королев» не только сравнивает смысловую нагрузку запроса и страницы, но и берет в расчет смысл иных запросов, которым страница релевантна.
«Королев» должен улучшить понимание Яндексом синонимических запросов, что позволит делать меньше материалов, но более высокого качества, а также позволит улучшить качество выдачи по многословным запросам с малым трафиком, под которые оптимизаторы не готовят контент.
Игорь Рудник,
сооснователь referr.ru

Что «Королев» изменит в контексте продвижения?

На ранжирование сайтов коммерческой тематики по высокочастотным запросам новый поисковый алгоритм не окажет никакого влияния. Представить себе, что пользователь будет использовать вместо запроса «купить диван в Куала-Лумпур» фразу «купить элемент мебели с подлокотниками для посиделок с друзьями у телевизора в Малайзии», довольно сложно.

Но состоящие из нескольких слов низкочастотные запросы все же будут воздействовать на продвижение информационных сайтов и площадок с обширной семантикой. Там, где «перекрестных» совпадений по ключевым словам в запросах и ответах мало, «Королев», как алгоритм ранжирования, будет царствовать. И тогда выразительные, полные смысла, действительно качественные и написанные «живым» языком статьи и материалы наконец-то возьмут верх над напичканными ключевыми фразами текстами. Плохо это или хорошо – вопрос риторический.

Выводы

Став улучшенной версией уже использующегося «Палех», новый алгоритм Яндекса «Королев» явил систему, механизмы которой обучаются (не без участия асессоров) для совершенствования поиска и создания модели, где «роботизированный» путь нахождения точных совпадений уступит место логике и смыслу.

Такой подход должен значительно повысить эффективность работы с запросами, в которых пользователь не знает точно, что он ищет, но может это описать по смыслу или значению. Такие запросы часто приходят из голосового поиска, популярность которого растет, так что Яндекс сделал правильный шаг.
Александр Алаев,
директор веб-студии «АлаичЪ и Ко»

Если поисковый алгоритм «Королев» сделает поиск умным и заставит его мыслить, от этого выиграют:

  1. Простые пользователи, находящиеся в поиске хорошего контента среди кучи мусорных ресурсов;
  2. Веб-мастера, оптимизирующие отдельные категории веб-сайтов;
  3. Технологии ранжирования, которые в будущем будут способны адаптироваться под современные реалии.
Придется уделять больше внимания качеству текстов. Теперь, чтобы вывести страницу в ТОП, текст страницы должен содержать как можно больше слов-синонимов и связанных с запросом слов, чтобы пройти по факторам нового алгоритма, т.к. он теперь учитывает именно такие слова, а не просто «прямые вхождения». Здесь нет никакой магии – нейросеть обучается учителями-асессорами и все равно работает с текстами реальных сайтов, находя связанные по смыслу слова. Значит можно провести похожий анализ и сделать экстракцию этих слова из документов ТОПа. Грамотные SEO-специалисты начали это делать уже несколько лет назад. Если простыми словами – тот же LSI, только в профиль.
Олег Шестаков,
CTO & Founder в Rush Agency

Смысловой поиск, говорите? А это реально? Мы все на это надеемся.

«Королев» преодолел «синдром космической адаптации» и предстал алгоритмом, имеющим задатки для изменения поиска. За такими идеями – будущее. А настоящее – полезный контент в виде LSI-текстов, которые содержат и разумное количество задающих тематику слов, и синонимы, способные охватить «длинный хвост».

Алгоритмы на основе нейронных сетей – закономерный виток эволюции поисковых систем. На мой взгляд, те поисковые системы, которые не успеют вовремя внедрить такие алгоритмы, довольно быстро потеряют свою долю рынка.
Михаил Шакин,
seo-оптимизатор и владелец блога shakin.ru
Автор статьи
Роман Вердыш
SEO-Expert, стаж более 10 лет
Написано статей
32